Символистична картина мира в пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица»

Творческий человек может передать свое видение мира по-разному. Может — через подробное описание факта, что чем-то впечатлил. А может и наоборот, ибо не каждый способен за частным случаем увидеть действие определенных универсальных законов бытия — с помощью символических образов рассказать о философских глубинные сущности человеческого существования, отвлечься от будничных обстоятельств, которые навязывают собственные «правила игры», и обратиться к непосредственным обобщений. Возьмем, например, понятие «счастье». Каждый понимает это слово по-разному: кто-то считает счастьем спокойную семейную жизнь, кто-творческий поиск, открытие нового, кто не представляет счастье без денег. Понятно, что и путь к каждому такому счастью будет разным. Но будет и нечто общее — собственно поиск счастья как таковой. Так почему бы не рассмотреть отстранены от конкретных условий и конкретного понимания счастья главные, наиболее общие и абстрактные моменты этого важного для человека вопрос?

Именно эта проблема раскрывается в пьесе бельгийского писателя-символиста Мориса Метерлинка. Счастье в его произведении — это Синяя птица. Можно еще раз подчеркнуть, что речь идет не о каком-то четко очерчен понимание счастья конкретного человека, а именно об образе счастье вообще. По этому принципу обобщения строятся и другие символические образы, объединенные в действии они превращаются в символы определенных мыслей и идей, а если взять пьесу в целом — создают символическую картину мира, соответствующий мировоззрения автора. Таинственный смысл, по мнению Метерлинка, может быть скрыт не только в словах и действиях, но даже в молчании.

Это произведение одновременно и очень простой для восприятия, форма сказки позволяет смотреть пьесу даже маленькому ребенку, но сочетание аллегорических символов заставляют и взрослого поломать голову над вечными духовными проблемами, «закодированными» в образном ладунку пьесы.

Не случайным является даже то, что главные герои пьесы — дети. Образ ребенка обычно символизирует безгриховну чистая душа, таинственные сущности мира могут постичь только именно такие люди: чистые, беспристрастные, наивные, с широко открытыми глазами, которые тянутся к добру и способны на сочувствие.

Итак, двое детей — Тильтиль и Митиль — на Рождество встречаются с феей Берилюною и отправляются на поиски счастья — Синей птицы, живущей во дворце Ночи, но может существовать и при солнечном свете. Как выясняется потом, сделать это невозможно, но это уже неважно: этим детям открылось столько важных вещей о мире, они приобретают умение видеть его новыми глазами. Они путешествуют по Стране Воспоминаний (без которой нет пути к счастью), Царством Будущего, им как детям плотников препятствуют дерева (символ ответственности Детей за поступки родителей), Тильтиль и Митиль узнают, какие существуют наслаждения: от отвратительных Сладости есть, Когда не хочется, Быть Богатым, ничего не делать, к «знакомых незнакомцев» Домашних наслаждение: Быть Здоровым, Любить Родителей, Видеть Звезды, и даже Великих радостей: Быть Справедливым, Быть Добрым,

Радость Материнской любви. А сколько людей путают наслаждение именно со счастьем? Увидев их собственными глазами, Тильтиль и Митиль начинают понимать и эту разницу. Так, оказывается, ищут они не только счастья, но и жизненные идеалы, без которых понять счастье тоже невозможно.

Преодолевать препятствия помогает им Душа Света. Не случайно Свет — один из самых любимых образов символистов. Именно Душа Света помогает детям понять истинные ценности жизни, хотя и не позволяет преждевременно отбросить завесу, скрывающую неизвестные истины. Для настоящего понимания чего-то слишком простые пути не пригодны. В путешествии Тильтиля и Митиль сопровождают души Хлеба, Воды, Молока, Сахара, Огня, Кошки и Собаки. Они не всегда предстают помощниками: Вода и Огонь (две извечные противоположности) ведут споры, но настоящее противопоставления мы видим на примере символов Собаки (верность) и Кошки (измены).

Как уже говорилось, поиски ведутся в дворце Ночи, которая оказывает детям препятствия. Он символизирует мрак и незнания. Но и нем скрываются разные вещи: от ужасов (призраков, болезней, войн) в Саду Мечты. Да и Синие птицы живут именно там. Итак, Ночь — не только зло, это скорее неспособность человека отличить его от добра. А если вспомнить другую пьесу Метерлинка «Слепые», образ Ночи (тьмы) делается еще содержательнее: все современная жизнь, по мнению автора, проходит в темноте. Поэтому счастью, по убеждениям Метерлинка, — в познании сущностей этого мира.

«Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое» — выражает он свою позицию словам Берилюны. Опасным и сложным для детей оказывается Путь к пониманию, но они в конце концов одолевают его, и Синей птицей выдается Тильтилеви горлица, которую он дарит больной девочке. Уже не помочь найти — именно «вернуть Синей птицы» просит он в конце пьесы.

Тильтиль и Митиль не нашли лично себе счастье, но, познав множество важных истин, почувствовали ответственность за счастье других.

Наблюдая за их пути, каждый зритель в театре (или читатель пьесы) может и попробовать ответить на один из самых главных вопросов философии — о смысле бытия человека. Пусть даже не согласившись в чем с автором. Главное — задуматься над этим вопросом. А будет смысл в жизни — будет и счастье …

Комментарии: