Скользкий путь главного героя романа Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, когда ясли полны?»

На территории трагической антинациональную истории Украины, которая повлекла за собой рождение тайной в душе почти каждого украинского злобы на свою ущербна судьбу, эволюция образа Чипки от крестьянина до вора представляется закономерной.

Жизненный путь Чипки полон крутых поворотов, подъемов и падений. Естественно, что и внутренний мир этого человека сложный, противоречивый: хорошо, гуманное в нем сплетается с недобрым и даже злым, как сплелась в нем кровь барская польски и крестьянская украинская. Сын незаконнорожденного польски генеральчука, и обманутой, оскорбленной крестьянки беднячки, Чипка возрастает в неописуемых нищете, в атмосфере недоброжелательности и враждебности со стороны односельчан: его отец Иван Вареник, имея семью на Дону, по примеру своего отца Василия Семеновича,

подготовил Чипке судьбу незаконнорожденного. Двужонство — грех. Сельская община сторонится греха, отчуждается от Чипки как от последствия этого греха. Чипка-эротоман еще в детстве испытывает моральных обид, скитаний по найму. В мальчишники года Чипка становится на «скользкий путь» потому, что судейские обманом отобрали у него землю. Чипка потерял не только землю, но и веру в добро, в справедливость. В его сердце запеклась пренебрежение к тем, кто вершит судьбу людей. Свое горе он начинает топить в водке. На ватагу таких же пьяниц Лушня, Матня и Крысы излучает он мать. От пьянки уже только один шаг к грабежа, которое он трактует как отъема своего уравнения с богатыми. Окончательно на путь разбоя Чипка становится после вывода его из членов земской управы. Его жестокая античеловеческие деятельность доводит до самоубийства жену Галю. Грабежи, убийства сводят на нет его пути искания справедливости. Как отмечал А. Белецкий: «Чипка в конце романа превратился в изверга, убийцу, в поступках которого совсем исчезает идея, что толкнула его на этот путь». Кровь невинных жертв невитравним клеймом запятнала душу Чипки.

Таким образом, Панас Мирный и Иван Билык на примере образа Чипки Вареника показали моральное вырождение и духовную деградацию украинского народа под давлением колониальной политики российского самодержавия.

Комментарии: